1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Официальные материалы адвокатской палаты

 

РЕШЕНИЕ №767

Совета Тульской областной адвокатской палаты

г. Тула, 23.11.07 г.

  

Заслушав информацию президента и вице-президента палаты, выслушав мнение членов Совета палаты и приглашенных лиц, а также мнение руководителей адвокатских образований (протокол № 4 от 14.11.07 г.), Совет палаты, признавая необходимым принять действенные меры по урегулированию порядка работы адвокатов по назначению и оказанию юридической помощи без оплаты (для обратившегося),

решил:

  1. Адвокат оказывает юридическую помощь в силу присвоения статуса адвоката.

Одной из основных обязанностей адвоката является исполнение требования ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее – Закон) об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказание юридической помощи гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим законом (ст.7  п.1  п.п.2).

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Законом (п. 2 той же статьи Закона).

В соответствии с п.п.5 п.3 ст.31 Закона определение порядка оказания юридической помощи по назначению и осуществление контроля за исполнением установленного порядка отнесены к компетенции Совета адвокатской палаты.

В соответствии с п.п.4 п.3 той же статьи Совет палаты обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных Законом. В этих целях Совет принимает решения о создании по представлению органа исполнительной власти субъекта РФ юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном Советом адвокатской палаты.

Адвокаты и Совет палаты действуют в процессе оказания бесплатной (для обратившегося) юридической помощи в соответствии со ст.26 Закона.

Перечисленные выше обязанности адвоката отражены и закреплены также и в других федеральных и региональных законах.

Советом адвокатской палаты по названным вопросам принимались соответствующие решения. Основным является решение № 60 от 18.07.2003 г. и приложение № 1 к нему.

В настоящее время стала очевидной необходимость принятия по этим вопросам нового решения, поскольку изменилось количественное соотношение судей и адвокатов, настойчивее стали требования органов Минюста РФ о соблюдении предписаний закона об обеспеченности работы федеральных судей работой не менее двух адвокатов на одного федерального судью, либо учреждение в таких районах юридических консультаций (ст.24 Закона).

Поскольку учреждение юридических консультаций на данном этапе Совет считает несвоевременным, т.к. это связано с дополнительным финансовым бременем для всех адвокатов и принудительным направлением адвокатов для работы в юридических консультациях в районах области на определенный срок, необходимо выработать условия работы по назначению, учитывающие требования Закона в сочетании с интересами адвокатов.

Анализ прядка и условий занятости адвокатов, проведенный Советом в 2007 г., показал избыточность (более 2-х адвокатов на одного федерального судью) адвокатов в г. Туле (3,8 адвокатов на судью) и существенный недостаток адвокатов в районах области (в среднем - 1,2 адвоката на судью).

Упорядочение названного соотношения должно быть осуществлено частично за счет групповых адвокатских образований и в большей мере за счет перераспределения по судебным районам адвокатов, индивидуально осуществляющих адвокатскую деятельность, поскольку 40 % адвокатов палаты добровольно избрали именно такую форму деятельности.

Совет палаты считает необходимым и возможным на данном этапе перераспределить адвокатов для работы по назначению в районы области.

Такое перераспределение затронет групповые адвокатские образования за счет тех адвокатов, которые проживают и работают в районах, хотя и являются членами городских коллегий.

Совет палаты считает необходимым отметить, что необходимость обновления порядка работы по назначению вызвана значительным увеличением дисциплинарных дел и обращений адвокатов по вопросам существования так называемых «адвокатов по вызову», которые в обмен на свою принципиальность и ответственность получают по различным причинам доступ к значительному количеству дел, «проводя» их по нескольку в день, что приводит также к неравномерному обеспечению заработком за счет бюджетных средств других адвокатов, принижает их значение как профессионалов, а порой создает серьезные препятствия в защите законных прав и интересов доверителей в последующем.

Не замечать эту проблему или надеяться на ее самоурегулирование Совет палаты считает невозможным и признает необходимым принять конкретные меры по урегулированию негативных сторон в адвокатской деятельности.

При этом Совет палаты никоим образом не стремится превысить свои полномочия и действует в строгом соответствии с Законом в интересах самих адвокатов – членов адвокатской палаты, в целях повышения авторитета адвокатуры в целом.

 2.     Совет палаты считает необходимым включить в настоящее решение основные принципы работы адвокатов в делах по назначению, а именно:

2.1. Работа исполняется в строгом соответствии с Законом и другими законами и нормативными актами, прямо или косвенно регулирующими эту деятельность, а также на основании решений Совета палаты, президента адвокатской палаты, принимаемых в пределах их компетенции.

2.2. Основной целью настоящей работы является оказание юридической помощи в процессе профессиональной адвокатской деятельности.

2.3. При распределении работы руководителям адвокатских образований необходимо учитывать как характер (сложность, длительность и др.) помощи, так и квалификацию адвоката (стаж работы, направленность профессиональной деятельности и др.), а в отдельных случаях - материальное, семейное, общественное положение адвоката.

При всем этом основным является принцип справедливости и равной нагрузки.

2.4. Работа должна распределяться заблаговременно, с учетом загруженности адвоката иной работой, однако сама по себе занятость в других делах не может  являться  основанием  для  отказа от  этой  работы,  поскольку,  как отмечалось ранее, отказ возможен только при повышенных отчислениях на общие нужды палаты.

2.5. Работа организуется  с  учетом  количества адвокатов  в данном  судебном районе, причем за основу принимается место работы адвоката и его регистрация (кабинеты) и их пропорциональное отношение к количеству судей.

При количестве адвокатов, превышающем среднее значение по области (по г. Туле), распределение адвокатов осуществляется на основе увеличения, уменьшения адвокатов из числа занятых в адвокатских кабинетах.

2.6. Работа по ст. 26 Закона осуществляется по месту жительства обратившегося(при его желании).

2.7. Необоснованный отказ от обязанности выполнять названную работу должен повлечь обязательную проверку причин отказа в рамках дисциплинарного производства.

Дисциплинарные производства возбуждаются президентом палаты и им же по представлению вице-президента на основе докладных руководителей адвокатских образований, сообщениям, представлениям судов и следственных органов (органов дознания). Повторный в течение года необоснованный отказ должен повлечь рассмотрение вопроса о прекращении статуса адвоката.