1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Официальные материалы адвокатской палаты

 

Решение № 1170

Совета Тульской областной адвокатской палаты

г. Тула, 20 февраля 2009 г.

  

Рассмотрев материалы по итогам работы адвокатов и адвокатских образований за 2008 год в части оказания гражданам квалифицированной юридической помощи без оплаты (для обратившегося), а также по исполнению требований ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее Закон) о доступности юридической помощи, оказываемой адвокатами, Совет палаты

Установил:

  1. Законом определено (ст.1 п.1), что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

В соответствии с п.3ст.3 Закона юридическая помощь должна быть доступной, а на основании пп.2 п.1 ст.7 и ст.26 Закона адвокаты обязаны оказывать юридическую помощь гражданам РФ бесплатно (для обратившегося).

К компетенции Совета палаты ст. 31 п.3 пп.4 отнесено  обеспечение доступности юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации.

В силу обязанности исполнения требований Кодекса профессиональной этики адвоката (далее Кодекс) необходимо соблюдать п.8 ст. 10 об обязанности адвоката исполнять требования Закона при оказании юридической помощи бесплатно и эти обязанности не отличаются от обязанностей при оказании юридической помощи за гонорар; а п.7 ст.15 установлена обязанность адвоката участвовать лично или материально в оказании юридической помощи бесплатно в порядке, определяемом адвокатской палатой.

Со времени учреждения адвокатской палаты Тульской области Совет палаты неоднократно рассматривал названные выше вопросы, поскольку они являются значительной и неотъемлемой частью деятельности адвокатуры, как института гражданского общества.

4 января 2003 года Совет палаты принял Постановление № 2 об организации оказания юридической помощи.

18 июля 2003 года Совет палаты принял Решение № 60 по тем же вопросам, а 23.11.2007 г. Решение № 767 по урегулированию порядка работы адвокатов по назначению и оказанию юридической помощи без оплаты (для обратившегося).

Все решения опубликованы в «Вестнике ТОАП» и сборнике основных решений за 2003-2007 гг. (приложение к «Вестнику ТОАП» № 10).

Анализ исполнения названных выше требований позволяет сделать вывод о необходимости принятия отдельного решения Совета по вопросам:

  1. Доступности юридической помощи, оказываемой адвокатами Тульской областной адвокатской палаты;
  2. Организации и регистрации юридической помощи, оказываемой адвокатами Тульской областной адвокатской палаты без оплаты (для обратившегося).

При этом Совет палаты учитывает, что иная юридическая помощь (платная) оказывается адвокатами на основе требований ст. 25 Закона и Положения об адвокатских ордерах и соглашениях.

2.   Доступность юридической помощи должна быть обеспечена во всех без каких-либо исключений адвокатских образованиях.

Прежде всего, доступность юридической помощи зависит от информации об адвокатском образовании (см. подробнее решение Совета палаты № 90 от 19.09.03 г.).

Данные требования относятся ко всем адвокатским образованиям.

Как показали проверки, в подавляющем большинстве это требование не соблюдается при нахождении адвокатских кабинетов по месту жительства адвокатов, их учредивших.

Совет палаты считает необходимым разъяснить, что несоблюдение вышеизложенных требований по причине нахождения адвокатского кабинета по месту жительства может повлечь дисциплинарную ответственность, так как не является и не может являться уважительной причиной нарушения положений о доступности юридической помощи, поскольку, не обсуждая вопрос о возможности иметь или арендовать офис, адвокат никак и никем не ограничен в праве работать в групповом адвокатском образовании, либо участвовать в приеме граждан в иных местах, не связанных с местом проживания.

Отдельно необходимо отметить, что установка устройств, препятствующих свободному входу в адвокатское образование, должна быть оговорена на информационной табличке (вывеске) с указанием на правила пользования этим устройством.

Отсутствие такого указания, или отсутствие аудио – видео связи (при наличии запирающего устройства) с желающим войти в помещение в установленные для приема дни и часы, также является несоблюдением требований о доступности юридической помощи.

Совет палаты также рекомендует указывать на информационной табличке номера телефонов адвокатов, если в данном адвокатском образовании отсутствует возможность организовать дежурство адвокатов на постоянной основе (как правило, в общепринятое рабочее время).

Прием желающих получить юридическую помощь должен осуществляться в зависимости от количества и загруженности адвокатов адвокатского образования в установленное время.

Такой прием производится ежедневно при 6-ти и более действующих адвокатах в адвокатском образовании по утвержденному на общем собрании графику, продолжительностью не менее 4-х часов в день.

При меньшем количестве адвокатов – не менее 6-ти часов в неделю.

В адвокатских кабинетах – не менее 2-х часов в неделю.

В случае вынужденного отсутствия дежурного адвоката по уважительным причинам при входе в адвокатское образование должна присутствовать дополнительная информация о времени отсутствия, прибытия адвоката, возможности приема другим адвокатом или руководителем адвокатского образования.

Руководитель адвокатского образования обязан организовать дежурство адвоката (адвокатов) и своевременную его замену (для групповых адвокатских образований).

В адвокатских кабинетах на информационных табличках должна размещаться информация о ближайших адвокатских образованиях (при отсутствии адвоката в приемное время).

В последующем Совет палаты потребует размещения на информационной табличке номеров телефонов и адреса адвокатской палаты, куда граждане могли бы обратиться по вопросам оказания юридической помощи в конкретном адвокатском образовании.

Понятие доступности не должно истолковываться адвокатами в смысле, противоречащем требованием Закона, Кодекса, решениям Совета.

Доступность определяется как свободный доступ граждан к адвокату, в адвокатское образование, к информации об адвокате (адвокатах – в групповых адвокатских образованиях).

При этом не допускается оценочная информация, позволяющая или способствующая созданию у обратившегося мнения о преимуществах одного адвоката перед другим по деловым или иным качествам, носящим субъективный характер.

При этом не являются оценочной информацией сведения об адвокатском стаже, ученых званиях и степенях, о Почетных званиях, присвоенных в установленном порядке (Заслуженный юрист РФ или РСФСР, Почетный адвокат России, Заслуженный или Почетный адвокат Тульской областной адвокатской палаты или иных палат, а также иных объективно существующих обстоятельств, специализация, возраст и др.).

В то же время оценочными сведениями можно считать подчеркивание лучшего отношения к работе, указание на большое количество положительно разрешенных дел, на более низкую оплату работы адвоката, на занятие иной деятельностью (как до и так во время работы адвокатом) вне рамой адвокатской деятельности.

Например, сообщение об участии в общественных организациях может быть уместно не в списке адвокатов коллегии, а в приемных этих организаций или при указании авторства публикаций.