1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Обзор законодательства (июнь 2016 года)

Обзор законодательства

 

 Июнь  2016 г.

 

1.Федеральный закон от 02.06.2016 N 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»

Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи

Установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, должно быть направлено уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Федеральным законом установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении сведений по адвокатскому запросу. Предусмотрено, что неправомерный отказ адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом влечет наложение на виновных должностных лиц административного штрафа.

Кроме того, в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" вносятся изменения, касающиеся требований к стажу адвокатской деятельности, необходимого для учреждения адвокатского кабинета, устанавливается порядок формирования и деятельности Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов, а также вносятся иные изменения, направленные на упорядочение деятельности адвокатов в уголовном, административном, гражданском судопроизводстве.

2. Федеральный закон от 02.06.2016 N 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"»

За отказ предоставить сведения по адвокатскому запросу должностные лица заплатят штраф

С 13 июня такое уточнение вносится в норму КоАП РФ. Суды, используя это положение, уже штрафуют должностных лиц за данное нарушение на сумму от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

 

 


2. Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях:

2.1. Установлено, что использование в сетях связи несертифицированных средств связи, если законодательством предусмотрена их обязательная сертификация, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, при этом во всех случаях несертифицированные средства связи могут быть конфискованы  (Федеральный закон от 02.06.2016 N 161-ФЗ).

2.2. В целях реализации  положений Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 20-П внесены изменения в пункт 2 статьи 31.7 КоАП РФ, направленные на решение вопроса о продолжении исполнения ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания в случае отмены законом административной ответственности за административное правонарушение при одновременном введении уголовной ответственности за то же деяние, а также в пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП, исключающие прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отменой или признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, в случае введения уголовной ответственности за то же деяние (Федеральный закон от 23.06.2016 N 195-ФЗ)

2.3. Изменения в статью 27.13 КоАП РФ "Задержание транспортного средства", направлены на устранение имеющейся правовой неопределенности в порядке определения размера платы за перемещение и хранение задержанных транспортных средств.

Установлена обязанность вручения копии протокола о задержании транспортного средства, составленного в отсутствие водителя, с решением о возврате задержанного транспортного средства владельцу незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства (Федеральный закон от 23.06.2016 N 205-ФЗ).

2.4. Смягчена административная ответственность за отдельные правонарушения в области таможенного дела:

за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 3 и 5 статьи 16.12, статьей 16.14, частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, вводится наказание в виде предупреждения;

по части 3 статьи 16.2, статьям 16.3, 16.4, 16.7, 16.15, частям 2 и 3 статьи 16.19, части 1 статьи 16.20 КоАП РФ существенно снижаются минимальные размеры административных штрафов;

примечание к статье 16.2 КоАП РФ дополнено положением, согласно которому в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение,  освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности иные условия, предусмотренные в данном примечании (Федеральный закон от 23.06.2016 N 207-ФЗ)

2.5. С 1 января 2017 года ужесточаются требования к новостным агрегаторам в Интернете.

Владелец новостного агрегатора, доступ к которому в течение суток составляет более миллиона пользователей, обязан:

- соблюдать требования законодательства, регулирующие порядок распространения массовой информации;

- не допускать использование агрегатора в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений гостайны, распространения экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

- проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания Роскомнадзора;

- не допускать использование агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений, а также распространения информации с нарушением законодательства;

- не допускать распространение новостной информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

- не допускать распространение новостной информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;

- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

- хранить в течение 6 месяцев распространенную ими новостную информацию, сведения об источнике ее получения, а также сведения о сроках ее распространения.

За нарушение указанных требований предусмотрена административная ответственность. Так, неисполнение владельцем агрегатора предписаний Роскомнадзора о прекращении распространения новостной информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до ста тысяч рублей, на юридических лиц - до миллиона рублей (Федеральный закон от 23.06.2016 N 208-ФЗ).

2.6. С 1 января 2017 года  за розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра на должностных и юридических лиц будет налагаться административный штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей соответственно, с конфискацией предметов нарушения или без таковой. Аналогичные меры административного взыскания предусмотрены также за производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра (Федеральный закон от 23.06.2016 N 202-ФЗ).

2.7. За невыполнение резидентом требования по получению на свои счета в банках валюты РФ по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки, предусмотрен административный штраф:

на должностных лиц - в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;

на юридических лиц - в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей (Федеральный закон от 23.06.2016 N 212-ФЗ).

2.8. В диспозицию административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, внесены уточнения с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ, изложенные в постановлении от 8 ноября 2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", согласно которым указание в таможенной декларации неверного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (Федеральный закон от 23.06.2016 N 213-ФЗ).

 


3. Федеральный закон от 02.06.2016 N 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 75 Уголовного кодекса Российской Федерации»

В целях устранения правовой неопределенности часть первая статьи 75 УК РФ изложена в новой редакции, согласно которой лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный этим преступлением, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

4.Федеральный закон от 23.06.2016 N 199-ФЗ «О внесении изменений в статью 242.1 УК РФ в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В уголовном законодательстве закреплены критерии признания материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Соответствующим примечанием дополнена статья 242.1 УК РФ.

Кроме того, полномочия по предварительному расследованию преступлений, предусмотренных данной статьей, переданы следователям Следственного комитета РФ.

5.Федеральный закон от 02.06.2016 N 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

С 1 июля 2016 года МРОТ составит 7 500 рублей в месяц.

6. Федеральный закон от 02.06.2016 N 169-ФЗ «О внесении изменений в статьи 55 и 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

В соответствии с ч.1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ обязательным условием представительства в суде по административным делам является наличие у представителя высшего юридического образования.

Суд принимает решение о допуске представителя в судебный процесс на основании представленных им документов о своем образовании, а также документов, удостоверяющих его статус и полномочия (ч. 3 ст. 55 КАС РФ).

Между тем, данная правовая норма сформулирована таким образом, что требование о представлении документов об образовании, наряду с другими представителями, распространяется и на адвокатов, при этом в соответствии с пунктом 1 статьи 9 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" обязательным условием приобретения статуса адвоката является наличие высшего юридического образования.

В связи с этим в статью 55 КАС РФ внесены изменения, согласно которым адвокаты представляют суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документ о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

При этом определено, что полномочия адвоката на ведение административного дела в суде должны удостоверяться ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в отдельных случаях, также доверенностью.

7. Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

Под системой профилактики правонарушений понимается совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Законом предусматриваются общая и индивидуальные виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия: правовое просвещение и правовое информирование, профилактическая беседа, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, профилактический учет, внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, профилактический надзор, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковым.


 

8.Федеральный закон от 23.06.2016 N 189-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» 

С 1 января 2018 года рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в Крыму будет осуществляться не только в судах областного уровня, но и в районных судах.

9.Федеральный закон от 23.06.2016 N 190-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей»

Подписан закон, направленный на расширение применения института присяжных заседателей:

обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, предоставлено право ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и шести присяжных заседателей;

в постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее четырнадцати в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее двенадцати в районном, гарнизонном военном суде;

уточнены процедуры формирования коллегии присяжных заседателей, порядка судебного следствия с участием присяжных заседателей, формулирования вопросного листа и содержания напутственного слова председательствующего.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2017 года.

10. Федеральный закон от 23.06.2016 N 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Уголовные дела с участием присяжных заседателей будут рассматриваться также в районных судах и в гарнизонных военных судах, кроме военных судов, дислоцированных за границей

Федеральным законом также уточнены, в том числе, порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели, порядок исключения граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и порядок направления в суд списков кандидатов в присяжные заседатели.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2017 года.

11.Федеральный закон от 23.06.2016 N 211-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О кредитных историях»

Из состава субъектов кредитной истории исключаются заемщики - участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Платежи в погашение ипотечных кредитов военнослужащих осуществляет Минобороны России. В этой связи формирование кредитной истории в отношении военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы не является корректным.

12. Федеральный закон от 23.06.2016 N 214-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Уточнен порядок проведения независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства.

В частности, указано, что в случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную страховщиком дату потерпевший не вправе самостоятельно организовать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку), а страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков без рассмотрения.

Кроме того, принятым Федеральным законом установлено, что:

- срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года;

- по соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора ОСАГО;

- договор ОСАГО может быть составлен в виде электронного документа;

- страховщики и их профессиональные объединения обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- срок рассмотрения претензии потерпевшего, направляемой страховщику до предъявления в суд иска относительно исполнения страховщиком своих обязательств по договору ОСАГО, в отношении ДТП, имевшего место после вступления настоящего Федерального закона в силу, увеличивается с 5 до 10 дней, за исключением нерабочих праздничных дней.

13.Федеральный закон от 23.06.2016 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния»

В России будет создан Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.

Данный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий. В реестр будут включаться также сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ.

Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, определена ФНС России.

Положениями закона предусмотрены условия и порядок предоставления сведений из информационной системы.

Перевод актовых книг в электронную форму должен быть завершен не позднее 31 декабря 2019 года.

14. Федеральный закон от 30.06.2016 N 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Госслужащие и претенденты на госслужбу должны будут предоставлять нанимателю информацию об общедоступных сведениях, которые они размещали в Интернете, в частности - о своих страницах в соцсетях.

При этом претенденты предоставляют такую информацию при поступлении на службу за три предыдущих календарных года, а гражданский служащий - ежегодно за календарный год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (кроме размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей). Указанные положения также распространяются на муниципальных служащих и претендентов на муниципальную службу.

Кроме того, ужесточены требования к уровню образования и квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих. Теперь для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп необходимо будет наличие высшего образования не ниже уровня специалитета либо магистратуры.

15. Постановление Правительства РФ от 09.06.2016 N 511 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2016 г.»

За I квартал 2016 года величина прожиточного минимума для трудоспособного населения  составила 10524 рублей.

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения - 9776 рублей, для пенсионеров - 8025 рублей, для детей - 9677 рублей.


 

16. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)

Верховным Судом РФ проанализирована судебная практика по делам, связанным с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Верховным Судом РФ выработаны следующие правовые позиции, в том числе:

спор между индивидуальным предпринимателем, использующим транспортное средство в целях осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО подлежит рассмотрению арбитражным судом;

страховщик, выплативший потерпевшему денежную сумму в порядке прямого возмещения убытков, при возникновении спора со страховщиком, застраховавшим ответственность причинителя вреда, обязан соблюдать требования об обязательном досудебном порядке урегулирования спора;

непривлечение страховой организации, в которой застрахована гражданская ответственность причинителя вреда, к участию в деле по иску потерпевшего к страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, о выплате страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков само по себе не является основанием для отмены судебного акта;

страховщик, выплативший страховое возмещение по договору добровольного страхования (КАСКО), вправе требовать полного возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков;

лица, владеющие транспортным средством на основании договора аренды либо в силу полномочия, основанного на доверенности, самостоятельным правом на получение страховой выплаты не обладают;

почтовые расходы, необходимые для реализации потерпевшим права на получение страховой суммы, являются убытками и подлежат включению в состав страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред;

страховая выплата в порядке прямого возмещения убытков возможна только в случае, если вред транспортным средствам причинен в результате их взаимодействия (столкновения), а ответственность владельцев застрахована в установленном порядке.

17. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)

Верховным Судом РФ проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2014 - 2015 годах дел, связанных с реализацией гражданами права на материнский (семейный) капитал

Судами разрешались следующие споры, связанные с реализацией гражданами права на материнский (семейный) капитал:

о признании права на дополнительные меры государственной поддержки и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;

о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;

о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала;

о разделе между супругами имущества, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала;

об определении доли родителей и детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, а также иные споры.

Выработаны следующие правовые позиции, в том числе:

дети, в отношении которых женщина была лишена родительских прав, а также дети, приходившиеся ей пасынками (падчерицами) и впоследствии усыновленные ею, не учитываются при определении ее права на материнский (семейный) капитал;

установленный законом перечень денежных обязательств, а также видов договоров, опосредующих такие обязательства, на погашение которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, является исчерпывающим;

приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства;

лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

18. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)

Верховным Судом РФ подготовлен обзор рассмотренных судами споров, связанных с прохождением службы гражданскими и муниципальными служащими

Верховный Суд РФ считает необходимым обратить внимание, в частности, на следующие правовые позиции:

заключение срочного служебного контракта с гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, является правом представителя нанимателя, а не его обязанностью;

срочный служебный контракт о замещении должности государственной гражданской службы, учрежденной для содействия руководителю государственного органа в реализации его полномочий, расторгается по истечении срока его действия, ограниченного сроком полномочий указанного руководителя;

в случае прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, служебный контракт с ним может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы;

применение к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей при отсутствии на момент привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности должностного регламента по занимаемой им должности гражданской службы возможно, если на эту должность он был перемещен с иной должности без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 27 «О внесении изменений в постановление Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

В связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ внесены корректировки в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

В частности, уточнено, что лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).

Обращается внимание судов на то, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Также уточнено, что в тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.