1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Обзор законодательства (июль 2016 года)

Обзор законодательства

Июль  2016 г.

 

1. Изменения в  Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

1.1. В ст.ст. 37,  317.3,  317.4,  317.5, 317.7,  389.15,  401.6,  401.15,  412.9 УПК РФ

Внесенные в УПК РФ поправки направлены на совершенствование порядка заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

Так, в частности, конкретизированы полномочия прокурора в указанной части: рассмотрение ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, вынесение постановления об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) такого ходатайства, заключение соглашения, вынесение постановления об изменении или о прекращении его действия, вынесение представления об особом порядке проведения судебного заседания.

Прописаны последствия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

Так, например, если после назначения наказания будет обнаружено, что лицо, заключившее соглашение, умышленно сообщило ложные сведения или скрыло от следствия существенные сведения, не соблюдены условия и не выполнены обязательства, предусмотренные досудебным соглашением о сотрудничестве, приговор может быть пересмотрен, причем с ухудшением положения такого лица (Федеральный закон от 03.07.2016 N 322-ФЗ).

1.2. В УК РФ уточнены статьи 116 "Побои" и 157 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей". Также УК РФ дополнен новыми статьями 116.1 "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию" и 158.1 "Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию".

Кроме того, установлено, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред. В Уголовный кодекс РФ включена отдельная глава "Судебный штраф". Установлен порядок определения размера судебного штрафа.

В УПК РФ установлен порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (Федеральный закон от 03.07.2016 N 323-ФЗ).

1.3. Усилена уголовная ответственность за коррупционные преступления.

В частности, в статьи 184 "Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса", 204 "Коммерческий подкуп", 290 "Получение взятки" УК РФ внесены изменения, позволяющие признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, или услуги имущественного характера оказываются, или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

В новой статье 204.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии со статьей 291.1 УК РФ. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцируется в зависимости от размера предмета подкупа.

В примечании 1 к статье 204 УК РФ определяются значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа, которые совпадают с соответствующими размерами взятки, установленными в примечании 1 к статье 290 УК РФ.

Также устанавливается уголовная ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тысяч рублей (мелкий коммерческий подкуп, мелкое взяточничество).

Кроме того, вносятся изменения в статью 304 УК РФ, направленные на уточнение круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки (Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ).

1.4. Законом расширен перечень составов преступлений в сфере экономической деятельности, при совершении которых впервые лицо освобождается от уголовной ответственности при условии возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения. При этом размер денежного возмещения снижен с пятикратного до двукратного.

Повышены пороги крупного и особо крупного ущерба для отдельных составов преступлений в сфере экономической деятельности.

Кроме того, в частности, обвиняемому предоставлено право с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности. При этом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест в случаях, предусмотренных УПК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 N 325-ФЗ).

1.5. Согласно новой статье 239.2 УПК РФ суд при наличии оснований, предусмотренных настоящим кодексом и возникших после поступления уголовного дела в суд, вправе по ходатайству стороны принять решение о соединении уголовных дел в одно производство (Федеральный закон от 03.07.2016 N 327-ФЗ).

1.6. Федеральным законом внесены поправки в статьи 23 ("Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения"), 63 ("Обстоятельства, отягчающие наказание") и 264 ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств") УК РФ, которыми дополнено наименование веществ, вызывающих состояние опьянения, психотропными веществами, их аналогами и новыми потенциально опасными психоактивными веществами (Федеральный закон от 03.07.2016 N 328-ФЗ).

1.7. В связи с упразднением ФСКН России и ФМС России внесены поправки в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. В примечании к статье 230 "Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов" УК РФ слова "органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" заменены словами "органы внутренних дел", а также уточнены положения о перечне органов дознания, подследственности уголовных дел и положения, касающиеся направления запроса о правовой помощи  (Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ).

1.8. Усилена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов (ст. 256 УК РФ). Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах будет наказываться штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (Федеральный закон от 03.07.2016 N 330-ФЗ).

1.9. В УПК РФ закреплены обстоятельства, учитываемые при определении разумного срока досудебного производства при принятии решения об отказе в возбуждении (о прекращении) уголовного дела

Статья 6.1 УПК РФ дополнена положением, в соответствии с которым при определении разумного срока досудебного производства учитываются такие, в частности, обстоятельства, как:

своевременность обращения лица, которому причинен вред, с заявлением о преступлении;

правовая и фактическая сложность материалов уголовного дела;

поведение потерпевшего лица и иных участников досудебного производства по уголовному делу;

достаточность и эффективность действий, в том числе прокурора, следователя, органа дознания, производимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, установления подозреваемого или обвиняемого лица (Федеральный закон от 03.07.2016 N 331-ФЗ).

1.10. Расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, в том числе:

прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), и некоторые другие;

введена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ (при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником);

установлена уголовная ответственность за совершение за пределами РФ акта международного терроризма против граждан РФ или Российской Федерации (Федеральный закон от 06.07.2016 N 375-ФЗ).

 


2. Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

 

2.1.С 3-х месяцев до 1 года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах

Данное изменение внесено в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Уточнен состав указанного правонарушения (статья 19.7.7 КоАП РФ). Также по данной категории дел установлена возможность проведения административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ) Федеральный закон от 03.07.2016 N 293-ФЗ.

2.2. В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые допустивших отдельные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного (муниципального) контроля (надзора), административный штраф может быть заменен на предупреждение

Административный штраф не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Предупреждение применяется при совокупности следующих условий:

- совершение административного правонарушения впервые;

- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;

- устранение нарушений обязательных требований, образующих состав административного правонарушения, путем исполнения выданного предписания в полном объеме и в сроки, установленные данным предписанием и согласованные с лицом, которому оно выдано (Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ).

2.3.  За нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок установлена административная ответственность  должностных лиц (Федеральный закон от 03.07.2016 N 318-ФЗ).

2.4. Введена административная ответственность страховых агентов и страховых брокеров за отказ от заключения договоров обязательного страхования и навязывание дополнительных услуг.

Согласно дополнению, внесенному в статью 15.34.1 КоАП РФ, за необоснованный отказ от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или лицу, имеющему намерение заключить договор обязательного страхования, дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, повлечет наложение штрафа: на должностных лиц - от 20 до 50 тысяч рублей;

на юрлиц - от 100 до 300 тыс. рублей (Федеральный закон от 03.07.2016 N 319-ФЗ).

2.5.  Статья 5.27 КоАП РФ дополнена положением, в соответствии с которым за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрен, в том числе, штраф в следующих размерах:

на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, при повторном привлечении к ответственности - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Возможна также дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

на ИП - от одной тысячи до пяти тысяч рублей (повторно - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

на ЮЛ - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (повторно - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).

В Трудовом кодексе РФ увеличен размер материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплат. Денежная компенсация должна выплачиваться в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки (Федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ).

3. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках  национальной гвардии Российской  Федерации»

Законодательно определен статус национальной гвардии России - государственной военной организации, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина

В соответствии с новым законом, на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:

- участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

- участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

-участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

- участие в территориальной обороне РФ;

- оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране государственной границы;

- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

- охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ.

Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент РФ.

В состав войск национальной гвардии входят органы управления; объединения, соединения и воинские части; подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; образовательные организации высшего образования и иные организации.

Среди полномочий национальной гвардии:

- пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях;

- выдача гражданам и организациям лицензии на приобретение и торговлю оружием;

- выдача лицензии на осуществление частной охранной деятельности; осуществление контроля за деятельностью частных охранных организаций;

- охрана на договорной основе особо важных и режимных объектов, имущества граждан и организаций;

- осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

- проверка документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- доставка граждан в служебное помещение органа внутренних дел для решения вопроса о задержании гражданина; установление личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защита гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом.

4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ  «О государственной кадастровой оценке»

Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" ввел институт государственных кадастровых оценщиков, которые на постоянной основе определяют кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ими являются вновь созданные или уже существующие государственные бюджетные учреждения (ГБУ), наделенные регионами соответствующими полномочиями. При этом субъект Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам ГБУ. ГБУ определяют кадастровую стоимость вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. На ГБУ также возложены функции по предоставлению разъяснений по определенной кадастровой стоимости, по сбору, обработке, систематизации и накоплению сведений об объектах недвижимости.

Государственная кадастровая оценка включает процедуры по принятию решения о ее проведении, определению кадастровой стоимости и составлению отчета, а также по утверждению результатов. Она проводится не чаще 1 раза в 3 года (в городах федерального значения - не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет. Предусмотрена и внеочередная оценка.

Надзор за проведением оценки осуществляет орган регистрации прав. Он же ведет фонд данных государственной кадастровой оценки.

Предусмотрены процедуры рассмотрения обращений об исправлении ошибок в определении кадастровой стоимости. Вводится альтернативная процедура рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости. Для этого в субъекте Федерации могут быть созданы специальные комиссии. Обращение в комиссию не будет являться необходимым условием для последующего обращения в суд.

 


 5.Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»

В связи с ликвидацией ФСКН России и ФМС России скорректирован ряд законодательных актов.  Их функции передаются МВД России.

Установлены определенные гарантии правовой и социальной защиты сотрудников, госслужащих и работников ликвидируемых служб.

Заключения, справки и иные разрешительные документы, выданные в соответствии с Законом о наркотических средствах и психотропных веществах органами наркоконтроля, подлежат переоформлению до 1 января 2018 г.

6.Федеральный закон от 03.07.2016 N 337-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Правления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должны будут создать реестры членов таких объединений до 1 июня 2017 года.

Кроме того, определено, что в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается порядок установления размера членских взносов, который может предусматривать в том числе установление размера взноса в зависимости от площади земельного участка и (или) общей площади расположенных на участке объектов недвижимости. Уточнено также, что членские взносы могут быть использованы на содержание имущества общего пользования.

Уставы объединений граждан подлежат приведению в соответствие с указанными положениями при первом изменении их учредительных документов.

7. Федеральный закон от 03.07.2016 N 259-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Военная полиция Вооруженных Сил РФ наделена дополнительными полномочиями. В частности, уточнено, что изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел РФ, либо уполномоченными должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил РФ по согласованию с органами внутренних дел РФ либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел РФ.

Внесено изменение в Федеральный закон "Об обороне", которым установлено, что в состав военной полиции могут входить воинские части.

В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае обнаружения преступления командир (начальник) обязан незамедлительно уведомить военного прокурора, руководителя военного следственного органа СК России и органы военной полиции. Органы военной полиции уведомляются только командирами воинских частей (должностными лицами гарнизона) Вооруженных Сил РФ.

8.Федеральный закон от 03.07.2016 N 299-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Подозреваемым и обвиняемым будут предоставляться свидания с нотариусом без ограничения их числа и продолжительности. Свидания должны проходить в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их.

9. Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства РФ»

Уточнены сроки и условия подачи заявления в суд о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.

Такое заявление  может быть подано, если, в частности:

продолжительность досудебного производства со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела превысила 6 месяцев, а до дня принятия решения о прекращении уголовного дела - 1 год и 11 месяцев,

имеются данные, свидетельствующие о своевременности обращения с заявлением о преступлении;

имеются данные о неоднократной отмене прокурором, руководителем следственного органа или судом незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о прекращении уголовного дела.

Установлено также, что исполнительный лист по решению о присуждении компенсации вместе с копией соответствующего судебного акта направляется судом в орган, уполномоченный исполнять решение о присуждении компенсации, не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.

10. Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Подписан закон, направленный на повышение правовой защиты граждан-дольщиков. Федеральным законом, в частности:

предусмотрено создание единого реестра застройщиков, являющегося государственным информационным ресурсом;

на застройщиков возложена обязанность ведения сайта в сети "Интернет", на котором раскрывается информация в отношении каждого строящегося с привлечением средств дольщиков многоквартирного дома или иного объекта недвижимости;

установлены возможность привлечения средств дольщиков только тем застройщиком, уставный (складочный) капитал которого полностью оплачен, и зависимость минимального размера уставного капитала застройщика от площади всех возводимых им объектов долевого строительства;

введен новый механизм привлечения средств граждан в долевое строительство - через специальные счета в банках (счет эскроу);

предусмотрено, что в целях дополнительной защиты дольщиков, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, по решению Правительства РФ может быть создан фонд, средства которого формируются за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков (размер таких отчислений не может быть выше 1 процента от планируемой стоимости строительства многоквартирного дома);

уточнены требования, которым должна соответствовать реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома;

определены особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требования по такому договору на объект долевого строительства.


 

11.Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проценты по денежному обязательству будут определяться ключевой ставкой Банка России. Соответствующие положения закреплены в статьях 317.1 и 395 Гражданского кодекса РФ.

Также Федеральным законом к недвижимым вещам отнесены предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Кроме того, установлено, что в случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте органа регистрации прав. Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.

12.Федеральный закон от 03.07.2016 N 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

Сведения об отмене нотариальной доверенности будут доступны неограниченному кругу лиц через Интернет.

В соответствии с новыми поправками в ГК РФ, если третьи лица не были извещены об отмене доверенности ранее, они считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий, а о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности - по истечении одного месяца со дня опубликования таких сведений в официальном издании, в котором опубликовываются сведения о банкротстве.

Установлено также, что нотариальные палаты будут ежегодно устанавливать обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, не превышающие установленных предельных размеров, установленные Федеральной нотариальной палатой.

13. Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Устанавливается обязанность определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы их работников.

Несоблюдение предельного уровня соотношения зарплат может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации.

14. Федеральный закон от 03.07.2016 N 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»

Отменена обязанность нотариального удостоверения сделок купли-продажи земельных долей.

15.Федеральный закон от 03.07.2016 N 352-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, более не должен осуществляться в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества. Соответствующее положение исключено из закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби.

16.Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации"

Срок, по истечении которого сельскохозяйственный земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования по назначению, сокращен с пяти до двух лет.

Установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности не него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением и (или) если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока.

Росреестр будет обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в Россельхознадзор сведения о регистрации перехода прав на сельскохозяйственные участки, в отношении которых в ЕГРН содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением.

Установлено также, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

17.Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Банки получили право взыскивать долги по кредитам на основании исполнительной надписи нотариуса.

К числу других нововведений закона можно отнести, в частности, новую норму о том, что удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах субъекта РФ, на территории которого находится указанное имущество.

18. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)

Верховным Судом РФ подготовлен второй обзор судебной практики в 2016 году.

В документе рассмотрены в том числе:

практика разрешения споров, возникающих из договорных, обязательственных отношений, споров, связанных с трудовыми, социальными, жилищными, семейными, налоговыми правоотношениями, практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, процессуальные вопросы, возникающие при рассмотрении гражданских и уголовных дел, порядок назначения уголовного наказания;

обзор практики международных договорных органов ООН и практики Европейского Суда по правам человека;

а также даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

судья, участвовавший в рассмотрении уголовного дела, по итогам которого был отменен приговор ввиду необоснованного оправдания и мягкости назначенного наказания, не может повторно участвовать в рассмотрении данного уголовного дела;

строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу;

объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала, находится в общей долевой собственности супругов и детей;

в случае когда в отношении поставки продукции, являющейся предметом конкурса на право заключения государственного контракта, установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, участники конкурса обязаны представлять документы, подтверждающие страну происхождения предлагаемых к поставке товаров;

при отказе потребителя от исполнения договора об оказании платных образовательных услуг исполнителю оплачиваются только фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору.

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2016 N 17-П
«По делу о проверке конституционности положений частей второй и восьмой статьи 56, части второй статьи 278 и главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Усенко»

Конституционный Суд РФ разъяснил процессуальный статус обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве.

Суд признал взаимосвязанные положения частей второй и восьмой статьи 56, части второй статьи 278 и главы 401 УПК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что:

обвиняемый по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, может по ходатайству стороны обвинения участвовать в судебном заседании по основному уголовному делу в целях дачи показаний в отношении лиц, обвиняемых в соучастии в том же преступлении (такое лицо в силу особенностей своего правового положения в уголовном процессе не является подсудимым (обвиняемым) по основному уголовному делу и в то же время как обвиняемый по выделенному уголовному делу, в силу заключенного им досудебного соглашения о сотрудничестве связанный обязательством сообщать сведения, изобличающие других соучастников преступления, по своему процессуальному статусу не является свидетелем по основному уголовному делу);

на обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, при его допросе в судебном заседании по основному уголовному делу в целях получения показаний в отношении других соучастников преступления не распространяются требования статей 307 и 308 УК РФ об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний и, соответственно, предусмотренные УПК РФ правила о предупреждении допрашиваемых лиц о такой ответственности;

обвиняемый по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, при его допросе в судебном заседании по основному уголовному делу предупреждается о предусмотренных главой 40.1 УПК РФ последствиях нарушения при даче показаний обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве, в том числе в случае умышленного сообщения ложных сведений или умышленного сокрытия от судебного следствия каких-либо существенных сведений.

Федеральному законодателю предписано внести в законодательство изменения, касающиеся участия обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, в судебном разбирательстве по основному делу в целях дачи показаний в отношении лиц, обвиняемых в том же преступлении в соучастии с ним.