1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Обзор законодательства (июль 2021 ода)

 

8. Федеральный закон от 01.07.2021 N 254-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Для взаимодействия с членами семьи должника, его родственниками и соседями по поводу возврата просроченной задолженности необходимо получить от них письменное согласие

Такое согласие может быть отозвано в любое время путем сообщения об этом кредитору или коллектору, которым дано соответствующее согласие, в любой форме, позволяющей подтвердить факт его отзыва.

9. Федеральный закон от 02.07.2021 N 299-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"

С 1 марта 2022 года на земельном участке КФХ, занятом сельскохозяйственными угодьями, допускаются строительство и эксплуатация одного жилого дома не выше трех этажей, общей площадь не более пятисот квадратных метров и площадью застройки не более 0,25 процента от площади земельного участка.

10. Федеральный закон от 02.07.2021 N 301-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"

С 1 марта 2022 года при использовании лесов не допускаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии с федеральными законами к жилым домам.

Предусмотрены требования к возведению и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Скорректированы правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.

11. Федеральный закон от 02.07.2021 N 321-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 83 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Закон об образовании дополнен положением, согласно которому лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет федерального бюджета в федеральные государственные вузы по программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств.

Перечни таких организаций и специальностей, а также порядок приема указанных лиц утверждается Правительством РФ.

12. Федеральный закон от 02.07.2021 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"

После смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам либо иным лицам, указанным в письменном согласии или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение таких сведений.

Порядок ознакомления с медицинской документацией пациента устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

13. Федеральный закон от 02.07.2021 N 313-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об оружии" и статьи 79 и 91.1 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"

С 1 марта 2022 года устанавливается порядок прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

Граждане, являющиеся владельцами оружия, приобретенного на основании лицензии на приобретение оружия, проходят медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием не реже одного раза в пять лет.

Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, устанавливается Правительством РФ.

Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осуществляется за счет средств граждан.

В случае неоформления медицинского заключения или уклонения от внеочередного медицинского освидетельствования, право на владение и использование оружия аннулируется.

14. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1070 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 год"

На 2022 год установлена величина прожиточного минимума в РФ.

Величина прожиточного минимума в целом по России на душу населения составит 11950 рублей, для трудоспособного населения - 13026 рублей, пенсионеров - 10277 рублей, детей - 11592 рубля.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года и действует по 31 декабря 2022 года.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2021 N 31-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в связи с жалобой гражданина Н.Г. Гришина"

Конституционный Суд РФ признал абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу он не исключает открытия расчетного банковского счета и выдачи дебетовой банковской карты гражданину при подтверждении им места жительства или места пребывания на территории РФ иным, помимо регистрации, способом, достаточность которого, равно как объективность и уважительность причин ее отсутствия при возникновении спора гражданина с банком, оценивается и разрешается судом.

Само по себе отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории РФ не создает для него непреодолимых препятствий для реализации требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и не может расцениваться как нарушающее конституционные права гражданина, если гражданин может обосновать объективность и уважительность причин отсутствия регистрации и подтвердить данные о месте своего проживания (пребывания) иным способом.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2021 N 37-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 3 статьи 158 и пункта 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля"

Конституционный Суд РФ признал пп. 1 п. 3 ст. 158 и п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, а также часть 1 статьи 358 КАС РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они исключают возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов, присужденных решением суда в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа), у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства.

В настоящее время правоприменительная практика в данной ситуации фактически требует от гражданина обратиться с требованием о пересмотре решения о возмещении судебных расходов в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа) или его должностных лиц по вновь открывшимся обстоятельствам с привлечением надлежащего ответчика, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства. Подобное требование приводит к дополнительным неоправданным расходам частного лица, а также неоправданному расходованию бюджетных средств на отправление правосудия.

Впредь до внесения изменений в действующее правовое регулирование в целях обеспечения в соответствии с действующим бюджетным законодательством исполнимости судебного акта по делу о взыскании судебных расходов в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа) или его должностных лиц правоприменительным органам следует исходить из необходимости изменения судом по заявлению взыскателя способа и порядка исполнения такого судебного акта путем привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства.

17. Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ)

Представлены правовые позиции ЕСПЧ, Комитета ООН по правам человека по следующим вопросам, в том числе:

сфера действия положений международных договоров Российской Федерации, предусматривающих право на жизнь (в том числе в пространстве, по кругу лиц, по времени);

недопустимость произвольного лишения жизни;

позитивные обязательства государства по уважению, обеспечению и защите права лица на жизнь;

соотношение права на жизнь с иными правами и свободами.